Сегодня: 11.12.2017   Время: 12:03  


С юбилеем!

Игорь Карелов

24.11.2013 20:46
С юбилеем!

О юбиляре рассказывает:
Александр Павлович Фалалеев. Выпускник 1972 года.
Электроэнергетический факультет,
Московский Ордена Ленина Энергетический Институт.
Специальность: Инженер гидроэнергетик – электромеханик

Краткая биография
д.т.н., проф. Малинина Николая Константиновича
Малинин Н.К. родился 25.XI. 1938 г. в г. Москве. Окончил Московский энергетический институт (МЭИ) в 1962 г. по специальности «Гидроэнергетические установки» и был оставлен на кафедре «Гидроэнергетики» МЭИ старшим инженером.
С 1964-го по 1967 г. – аспирант МЭИ. Кандидат технических наук (1968). Доцент (1972). Доктор технических наук (1993). Профессор (1995).
С 1968 по 1971 г. – ассистент, с 1971 по 1973 г. – доцент кафедры «Гидроэнергетики» МЭИ, с 1993 г. – профессор МЭИ.
С 1972 года по 1983 год – заместитель заведующего кафедрой Гидроэнергетики МЭИ, с сентября 1993 года по сентябрь 2009 года – заместитель заведующего кафедрой «Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии» (НВИЭ) по учебно-методической работе. В 1997-1998 г. исполнял обязанности заведующего кафедрой НВИЭ МЭИ. С сентября 2009 года по март 2011 года – заместитель заведующего кафедрой НВИЭ по методической работе. В настоящее время – профессор кафедры НВИЭ Института Электроэнергетики (ИЭЭ) НИУ «МЭИ».
Направление научной деятельности: теория и методы обоснования параметров и режимов энергетических установок, электростанций и энергокомплексов на основе возобновляемых источников энергии (традиционная и малая гидроэнергетика, ветроэнергетика, солнечная энергетика, волновая и приливная энергетика, низкопотенциальное тепло земли) с учетом социально-экологических факторов.
Основной разработчик учебных планов специальности «Гидроэлектроэнергетика» и «НВИЭ» в 70-90 гг. В 70-е годы им разработаны и реализованы на практике принципиально новые учебные планы специальности «Гидроэлектроэнергетика» с включением в них современных дисциплин: «Теоретические основы гидроэнергетики», «Управление и эксплуатация ГЭС», «Проектирование ГЭС». Автор учебника для ВУЗов «Теоретические основы гидроэнергетики» (1985) и основной разработчик структуры и содержания учебника «Гидроэнергетика» (1981 и 1988 гг.).
Малинин Н.К. поставил и долгие годы читал базовые двухсеместровые курсы специальности «Гидроэлектроэнергетика» – «Теоретические основы гидроэнергетики» и специальности «Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии» – «Теоретические основы нетрадиционной и возобновляемой энергетики». До весны 2009 года в течение 15 лет читал для студентов ИЭЭ поточный курс «Нетрадиционные источники энергии».
Под его руководством подготовлено более 250 инженеров, бакалавров и магистров, защищено более 15 кандидатских диссертаций отечественными и зарубежными аспирантами из Ливана, Кампучии, Перу, Колумбии, Боливии и Афганистана. Почти каждый третий преподаватель кафедры может называться его учеником.
Автор более 200 публикаций, в том числе более 30 учебников и учебно-методических пособий.
Лауреат премии Б.Е. Веденеева. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Ветеран труда. В 2006 году награжден Почетной грамотой ОАО «ГидроОГК» за многолетний плодотворный труд и значительный вклад в развитие гидроэнергетической науки России. Член-корреспондент Российской Академии Электротехнических Наук с апреля 1997 года.
Заместитель Председателя учебно-методической комиссии по специальности «НВИЭ» Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области энергетики и электротехники, член диссертационного совета МЭИ по присуждению ученых степеней кандидата и доктора технических наук по специальности 05.14.08 «Энергоустановки на основе возобновляемых видов энергии».
Общий список печатных научных трудов Н.К.Малинина составляет 205 названий.
Основные опубликованные работы:
1. Использование АВМ в водно-энергетических расчетах. М.: «Энергия», 1974
2. Гидроэнергетика. Учебник для ВУЗов. (Коллектив авторов) М.: «Энергия», 1981
3. Теоретические основы гидроэнергетики. Учебник для ВУЗов. М.: «Энергоатомиздат», 1985
4. Гидроэнергетика. Учебник для ВУЗов. (Коллектив авторов), 2-е изд. перераб. и доп.
М.: «Энергоатомиздат», 1988
5. Энергетическое оборудование для использования нетрадиционных и возобновляемых источников
энергии. (Коллектив авторов). М.: ВИЭН, 2004.

Прямая речь
Могу сообщить следующее по поводу статистики отсева по курсам. Этот отсев происходил крайне неравномерно – по гиперболе. Максимальный отсев – это первый, затем поменьше на втором и еще меньше на третьем семестре. В четвертом семестре соответственно можно было наблюдать лишь отдельные единички не справившихся с учебой. Почему особенно много отсеивалось в первом семестре?
Потому что, далеко не все школьные оценки, по нашим по крайней мере данным, которые проставлялись в аттестатах, соответствовали реальным знаниям абитуриентов. То есть зачастую пятерки и четверки в этих аттестатах не были таковыми. Потому что оценки, особенно в сельских школах, завышались. Как можно было поставить своему свояку или племяшу низкую отметку? Да родственники больше не пригласят тебя в гости, яиц тебе не дадут или молока от коровы!
Такая же ситуация была и в моей группе Г-1-56, куда я поступил в 1956-м. У нас была золотая медалистка Эмма Алексина, из какой-то глухой сельской школы, она поступила, как тогда было принято, без экзаменов, лишь по результатам собеседования. И в первый же семестр она вылетела из института, потому что с трудом, на тройки училась в этом семестре, а на экзаменах в конце оного попросту провалилась.
На первом семестре больше всего студентов проваливалось на математике, на втором – на физике. В наши времена наиболее сложным предметом на первых семестрах был сопромат, считалось так: сдал начерталку – можешь влюбляться, сдал сопромат – жениться!
Был у нас преподаватель по сопромату Володин, настоящий корифей по своей дисциплине. И сопромат он преподавал нам три семестра! А вот в ваше время, через 10 лет, после сдачи сопромата, на втором семестре наиболее сложным предметом была физика, а на третьем – ТОЭ (теоретические основы электротехники). Он остался таковым (самым сложным) и сейчас. Потому что постоянно на заседании ученого совета кафедры гидроэнергетики возникает больной вопрос – почему у наших студентов столько неудов по ТОЭ?
Но сейчас вообще трудно оценить уровень подготовки студентов. Почему? Как только ввели ЕГЭ, возникла та же система (как в наши времена в сельских школах) – те же самые фиктивные оценки, сплошные пятерки и все такое прочее. Наши преподаватели, с кафедр физики и математики, проводили тестовые опросы. По их данным, система ЕГЭ завышает оценки на 1,5-2 балла! А преподаватели МЭИ все это чувствовали уже при первых занятиях со студентами. Сидит пятерочник (по версии ЕГЭ), а у нас он даже на тройку не тянет!!
Так что большой отсев у вас, в конце 1966 года – это общая закономерность. Всегда после первого семестра приходилось отчислять из каждой группы по два-три человека.
Но был у нас и другой, более выдающийся случай. Лет двадцать назад, при сдаче зачета по начертательной графике (черчению), группу студентов из 25-ти человек разделили как обычно по трем преподавателям, и недавно пришедшая преподавательница Кузнецова стала требовать от сдававших ей зачет семи студентов то, что она раньше привыкла спрашивать с инженеров или, как минимум, с пятикурсников!
В результате, всех семерых студентов, не допущенных к экзаменам, пришлось отчислить!! Мы, на кафедре гидроэнергетики, пытались вразумить Кузнецову, но она от своих убеждений ([строгих начертательных]) не отказалась. Тогда на заседании парткома пришлось освободить ее от должности преподавателя! Затем эта группа потеряла на втором-третьем семестрах еще немало народа, и к окончанию института оказалась из всего семи студентов!!
Николай Константинович Малинин, из спича на кафедре НВИЭ 23 ноября 2012 г.

Мысли вокруг да около
Если, с божьей помощью, у Николая Константиновича выйдет в свет книга «Полвека в строю», то само название вызовет у вменяемых читателей уважение и расположение к автору. Немногие могут похвастаться трудовой книжкой, где за 50 лет не изменился адрес места работы, при этом отмечается значительный рост занимаемой должности и заслуженных титулов. Как мне кажется, смена места работы часто связана с обстановкой в коллективе. Постные рожи в коллективе, недалёкие, самовлюблённые начальники, навязывание исполнять и внедрять чьи-то фантастические, бредовые замыслы. Унизительно – незначительная материальная компенсация (заработная плата) за напряжённый труд в тяжёлых условиях. Тяжёлые условия для преподавателей часто создают ленивые, а иногда глупые и наглые студенты. Себя я, в некоторой степени, причислил бы к их числу. Но это сейчас, с высоты своего возраста и жизненного опыта).
Николай Константинович Малинин, наверняка, имел некоторые из вышеперечисленных причин, для того, чтобы попытаться найти другую службу. Но вот главное. Преданность профессии, спокойный и добрый нрав, помогли ему не обращать внимание на мелочи и успешно, на протяжении многих лет, передавать свои знания студентам – будущим участникам трудовых побед на грандиозных стройках энергетической отрасли Советского Союза и современной России. Говоря языком современных студентов – Респект и Уважуха Н.К. Малинину!!!
Не знаю я никакого Института электроэнергетики в составе Национального исследовательского Университета «МЭИ». Я заканчивал Московский Ордена Ленина энергетический институт – МЭИ. Замечательный Электроэнергетический факультет, кафедру гидроэнергетические установки. Разве это плохо звучало? На протяжении многих лет МЭИ – известный во всем мире как кузница кадров (диплом МЭИ котировался практически во всех странах). Мой отец П.П. Фалалеев закончил МЭИ и тот же факультет в 1943 году. Я втихаря таскал его «поплавок» на занятия, как талисман.
В старое, доброе время существовало огромное ведомство: Министерство энергетики и электрификации СССР. Четверть века возглавлял ведомство выдающийся организатор производства, грамотный инженер, преданный своему делу, П.С. Непорожний. Только в 4-х союзных республиках было своё министерство энергетики, опять-таки подчинённое Союзному ведомству. В других республиках были Главные Управления.
Как серпом по гениталиям звучат сейчас должности: Министр энергетики Правительства Оренбургской или Московской области. За последние 20 лет в Минэнерго России, попробовали работать министрами многие «известные личности». В том числе, если мне не изменяет память, Немцов, Кириенко и пр. Всех не назову. Не упомнишь. Штук 15. В основном проходимцы. Как мне кажется, ломились все туда чтобы «прикурить! бабла и прыгнуть выше. Как результат – полный развал и крах ведомства.
Так вот, переименование важнейших ВУЗов страны из той же оперы. Они хотят «портфелей». Чин нужен для власти, для высокой зарплаты, для получения бесплатных талонов на «повидло» и место у кормушки. Наплевать им на вековые традиции. Встреча выпускников по случаю придуманной даты: 80 лет Московскому электроэнергетическому Институту (не знаю такой), меня сильно огорчила. Началось с того, что уважаемый Н.К.Малинин, рассказал [(встретившись с нами на кафедре НВИЭ)] как безжалостно уничтожили действующую модель гидростанции, работавшую на кафедре пол века. Этот объект – лучшее, что я запомнил со студенческих лет. Мне это нравилось больше, чем занудные формулы и графики. Благодаря этой установке я выбрал себе профессию – монтаж основного и вспомогательного оборудования ГЭС. До сих пор вспоминаю то волнительное чувство, которое меня охватывало в моменты пусков агрегатов крупных ГЭС. Я всегда выбирал место в ожидании открытия направляющего аппарата в самых шумных отсеках. Помещение над рабочим колесом, где открытая часть вала турбины медленно набирала обороты, при этом было видно движение рычагов лопаток направляющего аппарата и оглушающий треск воды, рвущейся из спиральной камеры на рабочее колесо. Неплохо было в момент пуска сидеть на верхней крестовине генератора и через проем снятого воздухоразделяющего щита наблюдать, как махина ротора генератора, весом более 500 тонн, как бы нехотя, опять таки с шумом и треском, за пару минут набирала скорость 150 об/минуту.
Это я к тому, что нельзя было уничтожать это оборудование [(действующую модель гидростанции)]. Теория – это одно, а подержаться за живое очень помогает понять, что это за зверь – гидроагрегат. Понимаю, что технологии меняются, нужно показывать новое, но и старое не забывать. Кстати, после землетрясения в Армении в 1988 году, мне довелось участвовать в восстановительных работах. Я побывал на Ленинаканской ГЭС, оборудование которой было поставлено США сразу после войны. ГЭС прекрасно работала. Станций, построенных в послевоенные годы, достаточно много.
На последней встрече бросилось в глаза убогое постоянство в облике аудиторий, коридоров, помещений кафедр, где трудятся преподаватели и даже кабинет заведующего кафедрой. За сорок лет не нашли средств для создания нормальных условий. Не пошел бы сейчас учиться в МЭИ, увидев сортиры для студентов. Не знаю, где отливают новоявленные ректоры, наверно в «серебрянниковые» горшки.
Опять хочется сказать добрые слова Н.К.Малинину. Молодец. 50 лет жизни в этих стенах. И правильно. Не в этом смысл жизни. Главное – осознавать, что его труд воплотился через выпускников института в реальные мегаватты мощностей, которые еще пока достаточны для выживания. Крепитесь Николай Константинович! Будут еще строиться гидроэлектростанции. А может быть и внедрятся нетрадиционные источники, если когда-нибудь энергетику страны (и не только энергетику) возглавят компетентные люди.
Николаю Константиновичу поздравления, наилучшие пожелания. Здоровья ему, долголетия и дальнейших успехов в благородном труде.



 
ЧАТ:
 





Все права защищены 2007. Студия Вэб Дизайна Russ-Net.